13 мая 2014 г.

Вышел PMBOK 5. И зачем это к примеру строителю? Проблема новых сообществ

Раньше выход очередной версии PMBOK был эпохальным событием в мире проектного менеджмента. Скачать новую, уже пятую, версию стандарта вы можете тут. Но былого экстаза уже не видно. Более того, хотя и шопотком, но в целом практически все эксперты отмечают, что былого авторитета PMI и IPMA в России больше нет. Давайте рассмотрим это на примере строителя, который вроде как потребитель такой информации и куда ему идти и главное зачем. Анализ показывает, что проблема глубже



Конечно нужны общие стандарты и общие понятия проектного менеджмента, чтобы хотя бы была общая терминология. Но идея достигла абсолюта скорее даже на ISO 21500 и дальше развитие должно идти скорее в отраслевые методики управления. Давайте посмотрим на примере строительства.

Вы думаете так волнует строителя много-много процессов создания WBS из PMBOK или ISO 21500? Нет, конечно. Более того, PMBOK вообще не содержит и 0,5% его знаний как строятся иерархические структуры работ в строительстве техниками шаблонов типовых технологических фрагментов или же через методики группировок на нескольких классификаторах строительных работ.

Теперь давайте подумаем о нечто важнее даже недостатков PMBOK 5 или ISO 21500.  Предположим, что строитель хочет повысить свою квалификацию в управлении проектами. Так как ему это сделать? Есть три способа: прочесть книгу, найти Сообщество экспертов по теме, сходить на обучение по книге и рекомендациям Сообщества.

Тут выясняется, что на самом деле проблема намного глубже "Кризиса PMBOK". Она в PMI и IPMA. В основе их логики работы как Сообществ, точнее в том, что они утратили функцию консолидации экспертов по управлению проектами в России. Давайте сознаемся и не только шушукаясь по углам, что это правда.

Вероятно есть масса причин кризиса старой школы, но первые приходят на ум такие:

  • Отсутствие сильной отраслевой экспертизы
  • Геронтократия в странной смеси со студенческой тусовкой, эксперты среднего возраста на пике профессиональной карьеры покинули старые Сообщества
  • Неумение странсформироваться в новые формы социального Общения как Facebook, LinkedIn, Google Plus и YouTube. Именно они ведут сейчас Сообщества в коммуникационном плане.

Хорошо, если все так. То какие альтернативы старым Сообществам по Управлению Проектами? Они уже появились и стали намного крупнее по числу членов.

Например в этой группе Facebook более 4200 профессионалов. Конечно на MicrosoftProject.ru, еще больше - почти 51000 человек. Но тут важный момент, что по уровню социального контакта старые форумы конечно не конкурент Сообществам PMI или IPMA. Это просто разные вещи. Но вот с Социальными Сообществами уже не так. Там фактически  идет замена очного общения на виртуальное, причем в сочетании с видеоканалами как этот канал YouTube обеспечивается очень высокий уровень коммуникации.

Поэтому тот же строительный менеджер из моего примера легко может вступить в такие Сообщества в Facebook, пользоваться учебными видео на YouTube и выполнить свою задачу повышения квалификации. Более того, они так уже и делают в большем числе.

Теперь самый интересный вопрос, который страшит очень многих из старой гвардии. А не могут ли все эти группы Facebook с тысячами членов просто взять и материализоваться в "реале". Эффект "Болотной Площади" показал, что да, это возможно. Социальные группы очень легко материализуются в реальное общение и даже могут подавлять старые формы все лишь за одну такую материализацию.

Зададим себе еще вопрос. А могут ли такие Сообщества создать какой-то "Свой PMBOK" и на базе него возвести инфраструктуру обучения и сертификации, которая может начать теснить PMI и IPMA в России? В общих методиках управления проектами - нет. Да и в этом смысла нет, однако в отраслевых методиках как строительные очень даже легко могут это сделать.

Так почему такой "выход из сумрака" в реальность не происходит? Ответ будет парадоксален - потому что вендоры отраслевых методик и инструментов, которые и организуют это, достаточно богаты, чтобы не использовать Сообщества как рекламные площадки кроме разве что информирования о выходе чего-то нового.

Это очень важный момент. На самом деле рынок управления проектами никогда PMI и IPMA не контролировали. Рынок принадлежал всегда отраслевым консультантам и вендорам программных продуктов. Просто PMI и IPMA их устраивали как рекламные площадки в том числе. Поэтому они несли свои рекламные деньги туда. Сейчас выясняется, что контента на который бы удалось собирать "лиц принимающих решения" нет, а для студентов вендоры не хотят обычно ничего делать. Экономический крах от ухода вендоров контролирующих рынок одна из причин кризиса старых Сообществ.

Могут ли вендоры и отраслевые консультанты создать новые Сообщества с новыми стандартами? Могут, но не хотят. Причина тут в изменившейся модели сбыта программных продуктов и услуг по внедрению. Все менее значимым становится PR, бряцание медальками и любое "впаривание". Программные продукты продают теперь себя сами. Хорошая демоверсия, примеры и учебные вводные материалы и продают его. Бизнес консалтинга стал референционным на 90%.

В таких условиях вендоры и консультанты не нуждаются в интенсивной евангелизации и обретения статусов как элемента продаж. Поэтому они и не переводят виртуальные Сообщества в реальные. Хотя это просто сделать во всех отношениях, включая выпуск новых ценных стандартов.

Вот такая интересная ситуация сейчас на рынке. Поэтому менеджер строительного проекта сейчас скорее всего почитает ISO 21500, а затем побежит общаться в Facebook.

Тем не менее, если вдруг выяснится, что очные мероприятия стимулируют продажи, то вендоры и консультанты моментально создадут из виртуальных Сообществ реальные и переложат свои отраслевые регламенты в стандарты. Чтобы это сделать нужно всего несколько месяцев.  Как вы думаете когда это произойдет?



Комментариев нет:

Отправить комментарий